Пятница, 18.08.2017, 08:11

МДОУ "Детский сад" с.Добровольское

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
воспитатель Разова Умсындык Калиюлловна [4]
работа проведённая воспитателем в группах.
Воспитатель Таубаева Нурбике Куанышбаевна [1]
работа проведённая воспитателем в группах.
Воспитатель Тихонова Ольга Николаевна. [9]
Работа проведённая с детьми и родителями.
Воспитатель - Ажигулова Жулдус Темирбековна [1]
Матерьял по воспиталельной и образовательной работе.
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
  • Центр детского творчества Новоорского района
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Принципы рационального питания в ДОУ «Детский сад»

    Принципы рационального питания в ДОУ «Детский сад»

    Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходи­мыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и мине­ральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других не­благоприятных внешних факторов.

    Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное раз­нообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обес­печить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное по­требление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья де­тей.

    Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен преду­сматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппе­тит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

    Таким образом, в нашем детском саду с продолжи­тельностью пребывания детей 7 часов организовано горячее питание воспи­танников, предусматривающее 3-х разовое питание: завтрак,  обед,  полдник.

    Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в нашем учреждении. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ.

     

     

     

    Основные принципы организации питания в ДОУ:

     

    1.                      Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерго­тратам детей.

    2.                      Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

    3.                      Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обес­печения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной об­работки.

    4.                      Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обес­печивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пище­вой ценности.

    5.                      Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раз­дражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функцио­нальными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее пи­тание).

    6.                      Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

    7.                      Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включа­ющее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, по­ставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовле­нию и раздаче блюд.

     

     

    Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

    в основных пищевых веществах и энергии (в сутки).

     

    Возраст

    Белков, г

    Жиров, г

    Углеводы, г.

    Энергетическая ценность, ккал.

    всего

    в т.ч.животные

    всего

    в т.ч.растительные

    1-3 лет

    53

    37

    53

    18

    212

    1540

    4-6 лет

    68

    44

    68

    23

    272

    1970


    Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

    в основных витаминах (в сутки).

     

    Возраст

    Витамины, в мг

    В1

    В2

    РР

    В6

    В12

    Вс

    А

    D

    Е

    С

    1-3 года

    0,8

    0,9

    10

    0,9

    0,001

    0,1

    0,45

    0,01

    5

    45

    4-6 лет

    0,9

    1

    11

    1,3

    0,0015

    0,2

    0,5

    0,0025

    7

    50


    Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста

    в основных минеральных веществах.

     

    Возраст

    Минеральные вещества, в мг

    Кальций

    Фосфор

    Магний

    Железо

    Цинк

    Иод

    1-3 года

    800

    800

    150

    10

    5

    0,06

    4-6 лет

    900

    1350

    200

    10

    8

    0,07

     

    Безопасные уровни потребления микроэлементов

    детьми дошкольного возраста.

     

    Возраст

    Микроэлементы, в мг

    Медь

    Марганец

    Фтор

    Хром

    Молибден

    1-3 года

    0,7-1,0

    1,0-1,5

    0,5-1,5

    0,02-0,08

    0,025-0,05

    4-6 лет

    1,0-1,5

    1,5-2,0

    1,0-2,5

    0,03-0,12

    0,03-0,075

     

     

     

     

    Примерная масса порций для детей дошкольного возраста.

    Блюда и кулинарные изделия

    Возраст детей

    примерная масса порции, г

    1-3 года

    3-6 лет

    Салаты

    30-50

    40-60

    Каша, овощное блюдо

    150

    180-200

    Супы

    150-200

    180-250

    Порционные мясные, рыбные, творожные, кру­пяные, яичные блюда, колбасные изделия

    60-70

    70-80

    Гарниры

    85-150

    100-200

    Напитки (объем порции, мл)

    150

    180-200

    Свежие фрукты

    50-100

    100-150

    Кондитерские изделия (мучные, сахарные)

    20

    20

    Булочные и мучные кулинарные изделия

    40-60

    50-70

    Хлеб (масса одного кусочка)

    20

    20

    Хлеб на весь день:

    - пшеничный

    70

    110

    - ржаной

    30

    60

     

     

    Рекомендации для родителей по питанию

     

    Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается МЕНЮ. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

    Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

    Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

    Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

    Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

    В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

    Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

     

    Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания
    (на одного ребенка) в ДОУ с 12- часовым режимом функционирования

    Продукты, количество, г брутто

    Возраст детей

    1,5 – 3 года

    3[1]-7 лет

    Хлеб пшеничный

    60

    80

    Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

    30

    40

    Мука пшеничная, ржаная

    18

    20

    Крупы, бобовые

    23

    30

    Макаронные изделия

    7

    10

    Картофель

    180

    210

    Овощи разные (кроме картофеля), зелень (укроп, петрушка)

    245

    300

    Фрукты (плоды) свежие

    150

    150

    Соки фруктовые (овощные), напитки витаминизированные[2]

    150

    180

    Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

    10

    10

    Кондитерские изделия

    10

    13

    Сахар

    40

    50

    Масло коровье сливочное

    21

    25

    Масло растительное

    8

    10

    Яйцо диетическое

    0,5 шт.

    0,5 шт.

    Молоко (м.д.ж. 3,2 %)

    230

    220

    Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2 %)

    150

    180

    Творог или творожные изделия (м.д.ж. 9 %)

    30

    40

    Мясо (I кат, бескостный полуфабрикат)

    70

    80

    Птица (I кат., п/п)

    30

    30

    Колбасные изделия

    5

    5

    Рыба-филе

    33

    40

    Сметана

    7

    10

    Сыр сычужный

    3

    5

    Чай

    0,5

    0,5

    Какао-порошок

    0,45

    0,9

    Кофейный напиток злаковый (суррогатный)

    0,6

    1

    Мука картофельная (крахмал)

    3

    3

    Соль пищевая поваренная йодированная

    3-4

    5-6

    Дрожжи хлебопекарные

    0,3

    0,3

    Примерный химический состав набора:[3]

    Белок, г

    56

    66

    Жир, г

    56

    70

    Углеводы, г

    190

    228

    Энергетическая ценность, ккал

    1533

    1812

     

     

    СОВЕТУМ ПРОЧИТАТЬ!

         Формирование культуры трапезы

     

    К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D , А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

    У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

     

    • можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,

    • нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,

    • попросить малыша только попробовать блюдо,

    • замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

     

         На что нужно обращать внимание во время еды

     

    • Последовательность блюд должна быть постоянной.

    • Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.

    • Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

    • Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.

    • Не надо разговаривать во время еды.

    • Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.

     

         Чего не следует допускать во время еды

     

    • Громких разговоров и звучания музыки.

    • Понуканий, поторапливания ребенка.

    • Насильного кормления или докармливания.

    • Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

    • Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

    После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

     

    Семь великих и обязательных "НЕ"

     

    1. не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

    2. не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.

    3. не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

    4. не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

    5. не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

    6. не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.

    7. не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!

    Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

     

     

     

    Советуем приготовить для детей

     

    Бульон с яичными хлопьями

    На 4 порции: 4 стакана мясного бульона, 2 яйца, 1/2 морковки, 1/2 луковицы, зелень.

    В предварительно взбитые яйца добавить немного подогретого бульона. Затем смесь процедить, влить оставшийся кипящий бульон и перемешать до образования мелких хлопьев.

    Чтобы бульон вновь стал прозрачным, нужно убавить огонь и продолжать варить 10-15 минут.

     

     

     

    Зефир яблочный

    На 4 порции: 4 печеных антоновских яблока, 1/2 стакана сахарного песка, 2 белка, 1 стакан сливок.

    Яблоки протереть через сито, добавить сахар. Белки растереть деревянной ложкой до густоты. Взбить отдельно сливки, тщательно смешать с полученной массой и выложить на блюдо.

    При желании зефир можно залить сиропом клубничного или вишневого варенья.

     

    Приятного аппетита!

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: маймай (20.03.2015)
    Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]